2.2.5. НИИЧаВо71 - Рекомендации по организации компетентностно- ориентированного образовательного процесса Москва 2003

2.2.5. НИИЧаВо71

Любопытство и любознательность – замечательное качество дошкольника, и в школьной жизни с ее нормативностью, жестким расписанием, программами важно не только сохранить пытливость детского ума, но и развить способность совершать открытия.

Конечно, главное место в школе – урок. Тот урок, на котором знание не даётся в готовом виде, а где ребенок учится открывать способы, обсуждать проблемы, безусловно, способствует развитию познавательных интересов ребенка. Но средства урока ограничены, многих детские вопросы остаются без ответа, а в результате познавательная инициатива ребенка часто остается без поддержки, детское любопытство не получает пищи.

Мы постарались сделать так, чтобы вся атмосфера школьной жизни побуждала маленького школьника задавать вопросы, искать ответы на них, пользоваться литературой, обращаться к взрослым и сверстникам за помощью. С этой целью мы создали институт НИИЧаВо (научно-исследовательский институт чародейства и волшебства), позаимствовав это название у братьев Стругацких. Институт не отделен от школьной жизни ребенка ни временем работы, ни формальным членством, потому что, выйдя в коридор, вы реально попадаете в его стены.

НИИЧаВо включает в себя три направления:

  1. Особая организация работы с детскими вопросами.

  2. Организация детско-взрослых сообществ, в которых младший школьник под руководством взрослого может включиться в работу по интересам – это лаборатории.

  3. «Клуб отличников и эрудитов» – место, позволяющее объединить ребят, обучающихся на «отлично», показывающее наше уважение к ним и к их учебному труду.

За счет такой организации мы хотим решить следующие задачи:

  1. расширить кругозор учащихся,

  2. поддержать интерес учащихся к образованию, выходящему за рамки урочной жизни,

  3. предоставить ребенку возможность индивидуального движения в разных предметных областях.

^ Первое направление работы НИИЧаВо – работа с детскими вопросами

Строительство института разворачивается в самом начале учебного года, а открытие проходит в день гимназии (у нас это 16 октября). Поэтому вся первая четверть – это этап подготовки к открытию. Этап организован следующим образом.

В начале сентября, когда немного утихает суматоха, редакция газеты «Универсик» объявляет начало строительства института. Это значит, что начинается сбор вопросов по определенным темам. Темы каждый год могут быть разные в зависимости от задач школы; тематику будущего года обсуждают в конце предыдущего ребята из «Клуба отличников и эрудитов», члены учительской коллегии, педагоги и родители.

В этом году дети предложили взять темы погружений, проходящих в течение года. Поэтому для 2-х классов собирали вопросы, связанные с жизнью природы в разные времена года;

для 3-х классов – вопросы по теме «Мой родной город и край», его история, достопримечательности, богатство края, культура и т.д.;

для 4-х классов – по теме «Моя Русь» - национальные традиции, культура, ремесла, обычаи.

Сбор и подготовка вопросов требует особой организации. Так, учащиеся 5-х классов готовят вопросы для четвероклассников, ученики 4 классов – для третьих, а третьеклассники – для вторых классов. Родители и учителя тоже включаются в работу по подготовке вопросов. Активность родителей невелика, но их вопросы бывают очень интересными.

Ежедневно на стенде «Новости НИИЧаВо» редакция газеты вывешивает плакат: «Сегодня поступил тридцатый (сотый и т.д.) вопрос». «Поздравляем Шевцову Катю, она сдала 10 вопросов!». «Спасибо Ларисе Сергеевне за интересные вопросы для второклассников!».

Дежурные члены «Клуба отличников и эрудитов» ежедневно заходят в библиотеку, куда ребята сдают вопросы, сортируют их, регистрируют, присваивают номер и раскладывают по конвертам. Каждый зарегистрированный вопрос должен быть записан на специальную карточку. Карточки коричневого цвета, одинаковые, напоминающие кирпичи, их изготавливали ребята на уроках трудового обучения. Ребята-организаторы раздают карточки-кирпичики в классы, кроме того, эти карточки можно взять в библиотеке, в редакции, у организатора. В классах находится инструкция о том, как заполнять карточку:

Отдельно на другой карточке нужно записать правильный ответ на придуманный тобой вопрос. Карточка с ответом остается в классе и хранится в конверте «Секрет».

Соревновательность позволяет поддерживать интерес в течение месяца и содержательно организовывать работу в классных коллективах. Некоторые ребята настолько увлекаются поиском вопросов, что надолго задерживаются в библиотеке, подключают родителей, родственников. Поэтому часто в графе «источник» можно увидеть запись: «Мама сказала». Действительно, кто может быть для ребенка авторитетнее? Кстати, независимо от темы, принимаются все принесенные вопросы. Это позволяет определить круг интересов ребят, а может, и задать тематику вопросов на будущий год.

Накануне Дня гимназии проходит общий сбор «Клуба отличников и эрудитов». На нем ребята вместе с педагогами подводят итоги, распределяют вопросы по темам, записывают, определяют номинации и победителей, готовят списки вопросов для параллели и возвращают в классы их конверты, полные «кирпичиков» из вопросов. Не все ребята в классе приготовили вопросы, но у них есть шанс оставить место для вопроса и вложить в конверт белый «кирпичик» с записью «здесь появится мой вопрос».

В день гимназии классы по параллелям выстраиваются в рекреации около макета здания НИИЧаВо.




НИИЧаВо

4 «А»
















3 «А»
















2 «А»

2 «Б»

2 «В»

2 «Г»

2 «Д»

2 «М»


Директор Института Чародейства и Волшебства (детский организатор) подводит итоги, награждает класс, собравший больше всего вопросов, взрослых и ребят-победителей. Затем все подходят и приклеивают «кирпичики» с вопросами на стену. Заполняются этажи, и среди коричневых белые «зазывалки» (если захочешь, место есть, замени его новым вопросом). Так вопрос к вопросу, «кирпичик» к «кирпичику» возводится здание института. На открытии каждый класс получает вопросы: 4-е классы получают 700 вопросов, 3-е классы – 500 вопросов, 2-е классы – 300 вопросов. Естественно, количество вопросов может колебаться, но обычно меньше не бывает.

Идея с белыми кирпичиками позволила нам вместе с окончанием первого этапа и строительством «Здания» не завершить работу с поиском вопросов, а самые интересные предъявлять всем.

II этап – работа с ответами. Каждый ребенок может ответить на любой из вопросов, нужно только записать ответ и номер вопроса и приклеить в Здание напротив, можно положить рядом на столик или сдать в библиотеку. На один вопрос бывает до 30 ответов, и все будут приклеены. Так, в течение года заполняется, «заселяется» Здание ответов.

Параллельно в классе ребята вывешивают выданные вопросы и плакат, в котором каждый отмечает, на какие вопросы он уже ответил.

Ф.И.

Номера вопросов




1

2

3

4



100



200























































Учитель может разбить ребят на группы и дать возможность готовить ответы в группе, чтобы потом устроить нечто вроде презентации. В таком случае мы вправе получить развернутые ответы на каждый вопрос, устроить широкое обсуждение. Так вопрос выводит младшего школьника в более широкий контекст предметной области. Иногда дети престают отвечать на вопросы и начинают более глубоко изучать все, что связано с русским костюмом, оружием или … Естественно, что руководит этой работой учитель, он строит работу с вопросами исходя из интересов класса и собственных педагогических задач.

Формы работы могут быть разнообразны:

  1. Общеклассная работа при обучении работе с научно-популярным текстом и фиксацией ответов на вопросы ).

  2. Работа в группах, когда нужно найти ответы на вопрос. Группа работает в свободном режиме, может уйти в библиотеку, обратиться к специалистам, заниматься в классе с литературой. К таким урокам готовится не только классный учитель, литературу подбирают такжебиблиотекарь и учитель - предметник. Дети не только должны найти ответы, но и подготовить рассказ, оформить ответ. Заканчивается такая работа выступлениями ребят и обычно занимает 3-4 урока. Потом все собираются у ведомости и, ставя метки, видят, как все вместе продвинулись, как помогли друг другу. Ребята, которые уже успели ответить на большое количество вопросов, могут быть консультантами (их фамилии в списке тех, к кому можно обратиться). В то же время они могут сверить свои ответы, оценить себя.

  3. Во время погружений отдельно могут фиксироваться ответы, и тогда традиционное «О чем узнали?», можно заменить «На какие вопросы смогли ответить?».

  4. Пресс-конференции, на которых ребята, работающие индивидуально, могут быть экспертами.

  5. Система брейн-рингов, которые проходят 2 раза в год между классными командами в параллели, тоже базируется на этих вопросах или темах.

Таким образом интерес к этой работе поддерживается не только на уровне классного коллектива, но и в школе, что является дополнительным стимулом; в определенные моменты, активизируя ребят, побуждает их к поиску ответов.

Единая линия помогает учителю строить индивидуальную работу в двух направлениях:

В конце года проходит подведение итогов, завершение работы с вопросами. Задача не только подвести итоги, но и расширить информационное поле, то есть выплеснуть информацию уже не в «вопросной», а в «ответной» форме.

За неделю до торжественного события ребята снимают вопросы и ответы. На общем сборе, разделившись на группы по 3 человека, члены «Клуба» сортируют ответы по номерам, раскладывают по конвертам и раздают в классы ответы на их вопросы. А в классе достают пакет-«Секрет». Ребенок, задавший вопрос, смотрит, какие ответы дали ребята, и делает запись в протоколе.

Вопрос №___

Правильный ответ

Количество верных ответов

Авторы













В этот же день подводятся итоги работы с вопросами в классе, и заполняется второй протокол.

Ф.И.

Количество ответов







Так на основе формальных подсчетов младший школьник возвращается к замыслу, может восстановить всю линию, связанную с НИИЧаВо. Победителей определяют среди ответивших на большее количество вопросов.

Торжественное закрытие «Дома НИИЧаВо» на каникулы во многом повторяет процедуру строительства. Награждение, аплодисменты эрудитам, а потом на месте вопросов появляются протоколы, «Дом» открыт для любого, кто хочет узнать что-то новое, вместо кирпичей – листы- протоколы, где повторяются вопросы, уже даны ответы, и названы поименно те, кто хорошо трудился. Фамилии некоторых ребят повторяются в каждом окне – и это особая гордость. Два раза в год ребята не уходят из школы, пока не подведут родителей и друзей к этому Дому-макету. Первый раз – чтобы показать свои фамилии среди задавших вопрос, второй раз – среди ответивших.

Второе направление работы НИИЧаВо – лаборатории. Комплектуются они по типу предметных кружков и их список определяется запросом и интересами ребят и наличным ресурсом руководителей. Но есть и существенные отличия от обычной кружковой работы:

  1. Все они носят практический характер, направлены на исследования, опытническую работу, поэтому названы лабораториями.

  2. Входя в состав института, они не замкнуты в своем составе, члены лаборатории могут объединяться для решения общих задач, ходить друг к другу в гости, проводить общие занятия. Особо следует отметить такую форму, когда одна из лабораторий проводит занятия для всех ребят, когда важно не рассказать о своей работе, а выступить в роле учителей, например, показать, как работать со словом, используя разные словари, или сочинять скороговорки, или обращаться с микроскопом, или выращивать кристаллы.

  3. В рамках института руководители составляют особое сообщество внутри педагогического коллектива, они вступают во взаимодействие во время определения единых задач, обсуждение планов, в поиске точек соприкосновения, при планировании совместных мероприятиях.

  4. Особое внимание мы уделяем тому, чтобы знания ребят, полученные в лаборатории, были востребованы в классном коллективе либо в учебной, либо во внеурочной работе.

Третье направление работы НИИЧаВо – «Клуб отличников», члены которого выполняют всю работу, связанную с организацией и оформлением всех вопросно-ответных форм.

Идея организации специальной работы с ребятами, занимающимися на «Отлично» по всем предметам родилась, когда мы заметили, что этим ребятам недостаточно класса, чтобы расти, учитель чаще ориентируется на некую усредненную ситуацию, к подростковому возрасту часто они чувствуют себя одиноко, ибо вынуждены много времени уделять подготовке к уроку.

Тогда мы поставили задачи:

  1. поднять статус учащихся, умеющих хорошо трудиться, и мотивировать их желание быть отличниками;

  2. собрать их в разновозрастное сообщество для решения конкретных, практических задач;

  3. дать им возможность для реального действия в рамках школы;

  4. создать условия для индивидуального движения в образовательном пространстве школы;

  5. показать наше взрослое уважение к их умелости и труду.

«Клуб» состоит из учащихся 3-4 классов, обучающихся на «отлично». Зачисление по формальным показателям – «пятерки». Вместе они собираются 3-4 раза в год, поэтому хорошо знают друг друга и легко кооперируются, когда это необходимо. Это так называемые общие сборы. Первый сбор – в начале учебного года. Это знакомство друг с другом, рассказ о своем хобби, своих интересах. Знакомство с учителями и родителями, которые окончили школу или институт с красным дипломом. Именно красные дипломы мы выдаем «отличникам» по окончанию школы 1 ступени. Второй общий сбор – классификация вопросов перед «строительством НИИЧаВо».

Таким образом, вместе они собираются, когда нужно сделать важную и объемную работу.

В остальное время группами их привлекают к работе с ответами, в жюри на брейн-рингах, экспертами и организаторами работы по вопросам, в классах. Их приглашают, когда присваивается звание «Эрудит».


0932179950406864.html
0932301528586005.html
0932411492107355.html
0932474298699668.html
0932565991728555.html