Crown House Publishing Limited нлп-практик: полный сертификационный курс Боб Г. Боденхамер Л. Майкл Холл учебник - страница 8

Crown House Publishing Limited нлп-практик: полный сертификационный курс Боб Г. Боденхамер Л. Майкл Холл учебник - страница 8

^ Налаживание контакта с людьми: установление и поддержание раппорта
Что можно узнать из этой главы:

• Что означает состояние «аптайм» (сенсорная острота)

• Как использовать репрезентативную систему для немедленного установления раппорта

• Как «подстраиваться» (присоединяться) к людям для установления раппорта

• Как использовать предикаты при подстройке

• Как подстраиваться к невербальным аспектам опыта


^ Сенсорная острота

Сенсорной остротой называется способ­ность замечать внешние поведенческие при­знаки других людей, следить за ними и наде­лять их смыслом.

В НЛП мы используем понятие сенсорной остро­ты при тренировке нашей способности более эффек­тивно и сознательно отслеживать проявления невер­бальной коммуникации. Сенсорной остротой назы­вается способность замечать внешние поведенческие признаки других людей, следить за ними и понимать их. Человек постоянно и неизбежно неосознанно по­сылает различные сигналы, свидетельствующие о его состоянии и внутренних процессах обработки ин­формации. Развитие наших собственных навыков сенсорной остроты позволяет нам «читать» эти сиг­налы. Поскольку к нам поступает такое множество невербальных сообщений, развитие навыков сенсор­ной остроты позволяет существенно улучшить ком­муникативные навыки. Развитие навыков сенсорной остроты позволяет нам распознавать и оценивать невербальные сигналы другого человека в терминах их конгруэнтности и неконгруэнтности.

Развивая сенсорную остроту, мы делаем доступ­ными для себя множество невербальных аспектов коммуникативного процесса. Эта невербальная ком­муникация позволяет п о л у ч и т ь более полную карти­ну текущего взаимодействия. Знание и использова­ние невербальных ключей позволяет нам устанав­ливать и поддерживать раппорт на тех уровнях, которые обычно не осознает отправитель сообщений. Более того, используя эти невербальные ключи, мы можем оценить уровень, глубину и качество установ­ленного раппорта.

^ Ежедневная тренировка

Развитие навыков сенсорной остроты требует определенного времени и усилий. Однако, по мере ежедневных тренировок, вы с удивлением обнаружи­те, что можете видеть, слышать и чувствовать такие детали коммуникативного процесса, которые раньше оставались для вас незамеченными. Чтобы добиться этого, «разукрупните» процесс взаимодействия, раз­бейте его на элементы, достаточно небольшие для того, чтобы работать с ними без ощущения замеша­тельства. Ниже мы познакомим вас с некоторыми па­раметрами поведения, за которыми следует наблю­дать. Мы представим их в виде разукрупненных, доступных для наблюдения элементов. Затем начи­найте ежедневно наблюдать эти невербальные индикаторы у тех людей, с которыми входите в контакт. Как только овладеете одной областью, переходите к следующей.

^ Разукрупнение – понижение уровня ин­формации (дедукция);ведет к более конкрет­ным примерам или случаям.

«Внимательно наблюдая и слушая, вы можете натренировать сенсорную остроту, тратя на это по пятнадцать минут в день на протяжении одной или двух недель».

Она указывала на то, что принятые в нашей куль­туре нормы поведения (в основном) не позволяют нам пристально смотреть на людей. Как мы можем без пристальных наблюдений достичь мастерства в установлении раппорта? Мы можем делать это нена­вязчиво: дома, на работе, в ресторане, во время про­смотра телевизионных ток-шоу, не раздражая людей и не привлекая их внимания к нашей заинтересован­ности! Когда вы улучшите навыки наблюдения, ваша сенсорная острота разовьется до такой степени, что вы сможете распознавать, как люди реагируют на то или иное сообщение. Когда вы изучите их реакции на определенные стимулы, вы сможете адаптировать ваши сообщения другим людям таким образом, что­бы получать желаемые реакции. Как-никак,

«Смысл вашей коммуникации заключается в полученном ответе, а не в том, что вы намеревались сообщить».

Ниже мы приводим список из пяти наиболее зна­чительных индикаторов состояния, с которых вы мо­жете начать свои ежедневные тренировки.

Наблюдайте за:

1) дыханием;

2) изменениями цвета лица;

3) малейшими изменениями мышечного тонуса;

4) изменениями формы нижней губы;

5) звучанием/тоном голоса.

1. Дыхание. Паттерны дыхания могут многое рас­сказать о человеке. Изменение дыхания обычно указывает на изменение внутреннего состояния.

Жени Лаборде (Laborde, 1984) писала:

Когда вы начнете наблюдать за дыхательными паттернами, обратите внимание на то, в какой ча­сти тела наиболее заметны дыхательные движе­ния, то есть грудью или животом дышит человек. Вы также можете отмечать изменения частоты, глубины и равномерности дыхания. Если во время беседы дыхание человека изменяется, попытай­тесь определить, какие мысли/чувства измени­лись вместе с ним. Вы можете считать, что изме­нения паттерна дыхания почти всегда являются сигналами изменения внутреннего состояния. Когда вы научитесь калибровать эти изменения, вы будете иметь ответы на ваши вопросы еще до того, как собеседник ответит вам вербально. Калибровка состояния означает, что вы можете рас­познать определенные состояния человека по его невербальным сигналам.


Калибровка – настройка на состояние че­ловека и его внутренние операции по обработ­ке сенсорной информации на основе предвари­тельного наблюдения за внешними невербаль­ными сигналами.

Иногда следить за дыханием человека оказывает­ся трудно из-за одежды, особенно если оно неглу­бокое. Кроме того, нередко пристально разгляды­вая грудь собеседника, вы можете навлечь на себя неприятности 1.. Поэтому наблюдайте за плеча­ми. Как правило, можно проследить паттерны ды­хания человека по движениям его плеч. Это удоб­но еще и потому, что позволяет вам наблюдать за лицом вашего «объекта». Для дальнейшего улуч­шения полученных навыков выключите звук теле­визора и наблюдайте за дыханием актеров. Когда вы разовьете этот навык, начинайте отслеживать частоту пульса. Это можно сделать, наблюдая за биениями сонной артерии на шее или височной – на висках.

2. Изменения цвета лица. Сначала это может пока­заться невозможным. Однако по мере того, как вы будете осознавать степень мастерства, которое уже имеете в данной области, вы поймете, что ваше подсознание улавливает эти изменения. Когда вы потренируетесь, вы перенесете этот навык в об­ласть осознаваемой компетентности. Во-первых, думайте в терминах сравнения. Это поможет вам отмечать изменения цвета лица. Обратите внима­ние на то, что цвет лица человека не вполне одно­роден. Разные участки лица могут иметь розовый, кремовый, коричневый, серый, зеленый, голубой, бледно-лиловый и желтый оттенки. Цвет лица постоянно изменяется в процессе разговора. Обычно он отражает внутреннее состояние человека. Например, обратите внимание на то, что кожа подглазий и верхних участков щек имеет различный цвет. Во-вторых, отметьте, как цвет колеи на этих участках изменяется при изменении темы разговора. Я часто намеренно меняю предмет обсуждения для того, чтобы человек выразил про­тивоположную эмоцию. Это позволяет мне прове­сти калибровку реакций человека на различные эмоциональные состояния.

3. Малейшие изменения мышечного тонуса. При изменении внутреннего состояния человека меняется как цвет лица, так и тонус лицевых мышц. От­ражая внутреннее состояние, лицевые мышцы то напрягаются, то расслабляются. Особенно внима­тельно наблюдайте за небольшими мышцами во­круг рта, вдоль линии рта и у внешних углов глаз. Когда человек чувствует напряженность, часто его лоб напрягается, а вокруг глаз образуются морщи­ны. Фраза «напряженная головная боль» описы­вает этот процесс буквально. Имейте в виду, что эти изменения будут индивидуальными. Каждый человек будет реагировать на свое внутреннее состояние своим собственным способом. Слушая то, что говорит человек, и наблюдая за неосознанны­ми сигналами его тела, вы можете откалибровать значения мышечных изменений в системе этого человека. По мере развития навыков вы будете приобретать все больший опыт в наблюдении за напряжением и расслаблением мышц других час­тей тела.

4. Изменения формы нижней губы. Мы сомневаем­ся, что найдется человек, который сознательно контролирует форму своей нижней губы. Да, по­жалуй, это просто невозможно сделать. Следова­тельно, наблюдая за нижней губой нашего партне­ра по коммуникации, мы получим от него прямые неосознанные сигналы. Когда вы начнете свои на­блюдения, позаботьтесь о том, чтобы не нажить проблем! Просто обращайте внимание на измене­ния размера, цвета, формы, очертаний, текстуры, движения, натяжения и наполнения. Не пытайтесь их интерпретировать. Только когда вы научитесь четко замечать различия, начинайте калибровать внутренние состояния, на которые указывают из­менения. Калибровка становится возможной, ко­гда мы сделаем мысленные фотографии измене­ний этого индикатора для каждого внутреннего состояния у данного человека. Затем мы просто сравниваем то, что видим, с этими мысленными картинами и определяем, какому состоянию соот­ветствуют наблюдаемые изменения.

5. Звучание/тон голоса. Несомненно, тон голоса играет значительную роль в коммуникации. Необхо­димо научиться слушать звучание голоса человека, если вы хотите стать хорошим коммуникато­ром. Опять-таки, изменения голоса человека сим­волизируют изменения внутреннего состояния. Начните с распознавания изменений громкости, высоты, ритма, темпа, четкости и резонанса. Хоро­ший способ тренировки - прослушивание радио и телепередач. При этом вы можете не беспокоить­ся о содержании программ. Начните обращать внимание на изменения тональности, высоты и т. д. Каждое из этих изменений отражает то или иное внутреннее состояние человека. Когда вы станете специалистом в этой области, вы замети­те, насколько более настроенными вы стали на настоящее слушание, понимание и вхождение в мир другого человека.

Когда вы разовьете сенсорную остроту, начните соединять изменения голоса с паттернами дыхания, движениями мышц, формой нижней губы и измене­ниями цвета лица. Помните о разделении этого про­цесса на поддающиеся изучению элементы. Когда вы разовьете навык в одной области, переходите к сле­дующей. Со временем они бессознательно сольются в одно целое. Вот секрет: тренировка, тренировка, тренировка.

Указания по работе в группе

Большинство упражнений следует проводить в группах из трех человек. Каждый участник выбирает роль, обозначенную буквой: «А», «Б» или «В».

«А» начинает как оператор (психотерапевт, препо­даватель, продавец и т. д.). «Б» играет роль субъекта (клиента, студента, покупателя и т. д.). «В» - роль мета-личности (наблюдателя, консультанта, помощ­ника и т. д.).

Роль наблюдателя/мета-личности

1. Следить за временем выполнения каждого упражнения.

2. Следить за правильностью выполнения упражне­ния.

3. Предоставлять по требованию «А» качественную обратную связь. «В» не вмешивается, за исключе­нием тех случаев, когда упражнение выполняется плохо или неверно.

4. Помогать «А» поддерживать хорошее «ресурсное состояние». Если «А» придет в недоумение, заме­шательство или не поймет чего-либо, «В» осто­рожно помогает «А» вернуться в прежнее ресурс­ное состояние.

5. Наблюдать реакции «Б» по отношению к «А». Если реакции «Б» по отношению к «А» станут не­конгруэнтными, «В» отмечает это и информирует «А» в процессе обсуждения после завершения за­дания (но не во время его выполнения).

6. Во время обсуждения после выполнения задания предоставлять качественную обратную связь «А». Сначала похвалите, а затем тактично укажите на необходимые улучшения.

7. Предоставить аналогичную обратную связь «Б».

8. Для качественного выполнения упражнения необходимы три человека. В процессе выполнения уп­ражнений можно многому научиться. Присут­ствие «В» гарантирует, что каждый участник из­влечет выгоду из упражнения.

Если «В» заметит, что «А» работает ниже своих возможностей в конкретном упражнении, он «под­стегивает» «А» просьбой быть в следующем упраж­нении более требовательным к себе.

Калибровка: упражнения на сенсорную остроту

1. Сформируйте группу из четырех человек. Каждый человек рассказывает по четыре пятиминутные истории из своего опыта обучения. Три истории должны быть правдивыми и позитивными. Чет­вертая история должна быть вымышленной, но такой, какую вы хотели бы пережить в реальнос­ти. Вы можете рассказывать истории в любом по­рядке. После того как участник расскажет свои истории, трое остальных определяют, какую из них они считают вымышленной. Используйте навыки сенсорной остроты для определения вымыш­ленной истории. Дайте обоснованный (с точки зрения наблюдаемых невербальных реакций) от­вет на вопрос, почему вы считаете, что именно эта история содержит вымышленную информацию.

2. Сформируйте группу из трех человек. «А» держит долларовую банкноту на уровне талии. «Б» дол­жен быть готов поймать купюру, когда «А» уронит ее. Каждый раз, когда «А» роняет банкноту, «Б» осуществляет калибровку, пока не выяснит нео­сознанные движения и т. д., которые «А» соверша­ет перед тем, как уронить купюру. «А» будет по­давать неосознанные сигналы перед тем, как уро­нить доллар.

Вы узнаете о том, что «Б» определил паттерн «А» тогда, когда он поймает доллар три раза подряд.

«Б» сообщает о том, какую калибровку он произ­водил для того, чтобы поймать доллар. «Б» опи­сывает «А» его неосознанные движения. «В» вы­ступает в роли мета-личности.

3. Поменяйтесь ролями.

^ Как устанавливать раппорт:

Присоединение и отзеркаливание.

Каким образом вы устанавливаете раппорт? Как человек осуществляет коммуникацию на неосознан­ном уровне? Как ни удивительно, но установление раппорта на неосознанном уровне происходит про­сто: вы становитесь похожим на другого человека. Когда люди выглядят, говорят и двигаются похожим образом, они склонны нравиться друг другу. Если повесить на стену одинаковые маятники, прикреп­ленные к упругой проволоке, они постепенно син­хронизируют свои колебания. По-видимому, приро­да любит, когда физический мир приходит в состоя­ние гармонии. Мы также сможем устанавливать раппорт с людьми, если будем действовать, как они, и использовать при этом процессы, называемые при­соединением и отзеркаливанием.

Как вы устанавливаете раппорт на неосо­знанном уровне? Посредством процессов, называемых присоединением и отзеркаливанием, вы становитесь похожим на другого че­ловека.

В следующий раз, когда вы будете в ресторане, обратите внимание на столики, за которыми протекает беседа. Если вы присмотритесь, то заметите, что беседующие люди сидят, говорят и жестикулируют очень похожим образом. Они будут выглядеть син­хронизированными. Занимаемся ли мы присоеди­нением и отзеркаливанием на собраниях больших групп? В следующий раз, когда вы будете на таком собрании, осмотрите зал. Обратите внимание на то, как много людей сидят в похожих позах. Они дела­ют это сознательно? Нет. Они установили раппорт друг с другом на неосознанном уровне.

^ Пример раппорта

Карен чувствовала, что ее жизнь не ладится. Все ее мысли сосредоточились на том времени, когда ей, было семь лет и пятнадцатилетний соседский парень проявлял по отношению к ней сексуальную агрес­сию. Это продолжалось некоторое время. Сейчас, в возрасте тридцати шести лет, ощущения, связанные с теми ужасными переживаниями, начали вновь всплывать на поверхность. Она обратилась за помо­щью к моему другу-священнику, который обладал некоторыми навыками НЛП. Из-за ограниченности своих навыков он отослал ее ко мне (Б. Б.).

^ Когда люди становятся похожими друг на друга, они нравятся друг другу.

Он сказал, что Карен отчаянно ищет помощи. Та­кие клиенты обычно наиболее восприимчивы к пси­хотерапии, и Карен соответствовала этому описанию. Когда мы договорились о встрече в офисе того свя­щенника, я явился раньше и ждал вместе с ним по­явления Карен. Я знал о ней, но никогда с ней не встречался. Явившись, Карен сказала: «Здравствуй­те, Боб!» - и села в кресло напротив меня.

Первой задачей психотерапевта всегда является установление раппорта. В случае с Карен это не по­надобилось. Она сама сделала это. Когда она села напротив меня, она приняла положение, которое яв­лялось отражением моего. Ее поза отзеркаливала мою. Она скрестила ноги так же, как я. Она даже так же подпирала голову рукой. Она присоединилась к моему голосу. Сделала ли Карен это сознательно? Нет. Отзеркаливание и подстройка произошли не­осознанно. Без тренинга в НЛП я, возможно, не об­ратил бы внимания на то, что Карен произвела отзер­каливание и присоединение.

По каким параметрам мы можем осуществлять отзеркаливание и присоединение? Мы можем отзеркаливать такие элементы, как физиология, голос, поза, жесты, выражение лица, моргание, лексика, на­клон головы и т. д. Когда человек, с которым вы же­лаете установить раппорт, наклоняет голову, делай­те то же самое. Если он наклоняет голову влево, на­клоните вашу голову вправо. Таким образом, вы отзеркалите его в точности, так как сидите напротив него. Его «слева» соответствует вашему «справа». Обратите внимание на изгиб его позвоночника и примите его позу. Когда он говорит, обратите внима­ние на его жесты. При ответе используйте соответствующие жесты. Верните их человеку в своем отве­те. Но не повторяйте жесты человека в то время, ко­гда он говорит, иначе это может не пройти мимо его осознания!

Вы можете удивиться: «Разве человек не заметит моего отзеркаливания? Как мне реагировать, если он обвинит меня в подражании?» Как правило, этого не происходит. Мы годами отзеркаливали людей и при­соединялись к ним и почти никогда не были уличены в этом!

Лишь однажды я (Б. Б.) был пойман. Во время сеанса психотерапии моя клиентка сказала: «Вы си­дите в той же позе, что и я». Я ответил: «Да, я созна­юсь, раз уж вы упомянули об этом. Как вы это заме­тили?» Между прочим, она работала практикующим психотерапевтом. Она сказала: «Мой приятель изу­чает НЛП, и он рассказал мне об отзеркаливании и присоединении». Так что она знала о том, на что сле­дует обратить внимание!

Итак, присоединяйтесь к людям и отзеркаливайте их осмотрительно. Вы можете задерживать этот процесс на несколько секунд. Если вы видите у че­ловека какое-то изменение, подождите несколько се­кунд и затем присоединитесь к этому изменению. Вы также можете использовать перекрестное отзеркали­вание. Перекрестное отзеркаливание подразумевает отзеркаливание одного аспекта физиологии собесед­ника при помощи другого аспекта вашей физиоло­гии. Если он сделал движение ногой, вы можете по­двинуть руку. Вы можете присоединиться к дыханию человека, покачивая пальцем вверх и вниз с той же частотой. Эти меры предосторожности не позволят собеседнику осознать, что вы отзеркаливаете его.

Вы также можете присоединяться к выражению лица и морганию. Вы можете присоединяться к то­нусу лицевых мышц. Обратите внимание на нижнюю губу человека и придайте своей нижней губе такую форму, чтобы она отзеркаливала его губу. Обратите внимание на частоту моргания глаз другого челове­ка и присоединитесь к ней, моргая с той же частотой.

Прекрасный способ установления глубокого рап­порта включает в себя присоединение к дыханию со­беседника. Когда человек говорит, он выдыхает. Что­бы присоединиться к нему, начните выдыхать, когда он говорит. Когда собеседник вдыхает, вдыхайте и вы. Говорите, когда он выдыхает, и вдыхайте вместе с ним. Если вам трудно уловить паттерны дыхания, обратите внимание на плечи собеседника. Поднятие и опускание плеч выдаст его паттерн дыхания.

Значительная часть невербальной коммуникации осуществляется при помощи тона голоса. Присоеди­нение к тону голоса - еще один прекрасный способ установления раппорта. Присоединяйтесь к тону, скорости, тембру и громкости голоса другого человека. Если кто-то обладает мягким голосом, присое­динитесь к этой мягкости. Если человек говорит бы­стро, присоединитесь к его скорости. Если он гово­рит громко, тоже говорите громко. Присоединение к голосу является превосходным средством установле­ния немедленного раппорта.

^ Упражнение на отзеркаливание

Отзеркаливание тела

1. «А» располагается напротив «Б», а «В» сидит (или стоит) вне поля зрения «Б».

2. «В» принимает необычную позу и делает необыч­ное выражение лица. Не переусердствуйте, пото­му что «В» должен будет удерживать это положе­ние в течение нескольких минут.

3. «А» просит «Б» принять ту же позу и сделать то же выражение лица, что и «В». Для этого «А» дает «Б» ясные указания в терминах наблюдаемых из­менений.

4. Вы можете усложнить это упражнение, попросив «А» использовать для передачи указаний «Б» только жесты и мычание, но не слова.

Отзеркаливание поведения

Делайте это упражнение впятером. Пятый человек выступает в качестве мета-личности.

1. «А» и «Б» разыгрывают небольшую сцену. Очень короткую... не дольше двух минут.

2. «В» и «Г» внимательно слушают и наблюдают во время выступления «А» и «Б». «В» наблюдает за «А», а «Г» – за «Б». Затем «В» и «Г» воспроизво­дят поведение «А» и «Б»; важно, чтобы они отзеркалили физиологию «А» и «Б» (позу, жесты, вы­ражение лица и дыхание) и присоединились к то­нальности, высоте, скорости, тембру и громкости голосов «А» и «Б». «В» и «Г» могут попросить «А» и «Б» повторить сцену.

3. «Д» выступает в роли мета-личности и, когда не­обходимо, дает указания. «Д» следует прерывать упражнение только тогда, когда оно начинает выполняться совершенно неправильно. Если «В» и «Г» забудут точные слова, пусть импрови­зируют, концентрируясь на отзеркаливании фи­зиологии и присоединении к особенностям голоса и т. д.

4. Если «В» и «Г» приходят в замешательство, пусть они осуществят разукрупнение и воспроизведут только те элементы, которые смогут вспомнить.

5. Поменяйтесь ролями и повторите упражнение. «Д» становится «А», «А» становится «Б», «Б» становит­ся «В», «В» становится «Г», «Г» становится «Д».

Различие между присоединением и отзеркаливанием

При установлении раппорта мы присоединяемся к физиологии, тональности, лексике и отзеркаливаем их. В чем различие между присоединением и от­зеркаливанием? Различие заключается в степени со­ответствия. Когда вы отзеркаливаете кого-нибудь, вы «становитесь» его зеркальным отражением. Если человек положил правую ногу на левую, вы кладете левую ногу на правую. Поскольку, когда вы распола­гаетесь напротив человека лицом к нему, ваши на­правления противоположны его направлениям, вы отзеркаливаете его, скрещивая ноги противополож­ным образом. При отзеркаливании лексики вы воз­вращаете ему в точности те же слова, которые он ис­пользовал раньше.

Если вы присоединяетесь к чьим-либо словам, вы не возвращаете их человеку в абсолютно той же фор­ме. Вместо этого вы присоединяетесь к основной ре­презентативной системе собеседника. Если он гово­рит: «Я не представляю, о чем ты говоришь», - при присоединении вы отвечаете так: «Ну конечно. Да­вай я покажу тебе, что я имею в виду». Отзеркаливание звучало бы так: «Я знаю, что ты не представля­ешь, о чем я говорю». При присоединении к физио­логии человека, который положил правую ногу на левую, вы присоединились бы к нему, если бы тоже положили правую ногу на левую. Это похоже на пе­рекрестное отзеркаливание. При отзеркаливании мы в точности повторяем действия человека; присоеди­нение же осуществляется на более общем уровне.

Присоединение к рассерженному человеку и его отзеркаливание

После посещения вводной лекции по навыкам установления раппорта одна девушка спросила: «Как вы присоединяетесь к рассерженному человеку и от­зеркаливаете его?» Ее отец часто сердился и кричал на нее. Крик стал его паттерном поведения. При при­соединении к рассерженному человеку и его отзер­каливании просто присоединяйтесь к его физиоло­гии и голосовым характеристикам и отзеркаливайте их. Однако при этом не присоединяйтесь к содержанию его слов. Иначе говоря, не используйте язык угроз.

Предположим, что кто-то сердито сказал: «Поче­му ты не сделал свою работу лучше?». Отвечая, присоединитесь к тональности голоса. Тональность включает высоту, скорость, тембр и громкость голо­са. При ответе верните человеку жесты, которые он использовал, задавая вам вопрос, но сделайте это не угрожающим образом. Вы можете в ответ спросить: «Как ты определил, что моя работа недостаточно хо­роша?»

^ Резюмируем раппорт:

Как мы устанавливаем раппорт с людьми? Мы устанавливаем раппорт посредством присоединения к выразительным средствам другого человека и их отзеркаливания.

Физиология

Поза

Жесты

Выражение лица

Дыхание

Тональность голоса

Высота голоса

Скорость речи

Тембр голоса

Громкость голоса

Слова

Предикаты

Тренировка этих навыков дает нам возможность устанавливать рапорт с любым человеком. Вы об­наружите, что такие навыки можно применять во многих сферах жизни. Сегодня у вас может возник­нуть особенная потребность в установлении раппор­та с супругом или ребенком. Завтра вам потребуется установить раппорт на работе с начальником, колле­гой или подчиненным. Даже при руководстве груп­пой людей навыки установления раппорта значи­тельно облегчают достижение согласия и помогают устранить недоразумения и ненужные конфликты. У групп есть лидеры, поэтому определите лидера и I установите с ним раппорт. Так вы сможете подстро­иться к целой группе и вести ее. Жизнь предоставит вам множество удобных случаев для использования ваших навыков установления раппорта.

^ Признаки установления раппорта

Как можно узнать, что вы установили раппорт? Джеймс (James, 1990) предложил пять признаков установленного раппорта.

1. Проверьте присоединение к физиологии, тональ­ности голоса и лексике человека.

2. Обратите внимание на наличие специфических внутренних ощущений, например, в области жи­вота. Сначала это ощущение может сопровождать­ся дискомфортом. Впоследствии вы, возможно, будете ощущать его как теплоту согласия с другим человеком.

3. Примерно в течение минуты после появления у вас этого ощущения вы можете заметить изменение цвета лица собеседника. Вы можете почувствовать появление румянца и у себя.

4. Вы можете услышать слова, указывающие на то, что другой человек ощущает единство с вами: «Я чувствую себя так, как будто мы давно знакомы», «Мне так легко разговаривать с вами». Это часто является выражением межличностного состояния двух людей, установивших раппорт. Каждый чув­ствует себя в присутствии другого «как дома».

5. Вы можете вести другого человека, а он будет сле­довать за вами. Это является достоверным призна­ком раппорта. Проверьте наличие раппорта, про­изведя какие-нибудь действия: попытайтесь вы­звать у человека двигательную или вербальную реакцию. Если вы почешете ухо, при установлен­ном раппорте другой человек сделает то же самое. Если вы смените позу, признак раппорта заключа­ется в том, что ваш собеседник в скором времени сделает то же самое. Если вы будете вести вербаль­ную коммуникацию посредством визуальных предикатов и заметите такие же сдвиги у другого че­ловека, это означает, что он последовал за вами. Мы можем сделать то же и с предметом разгово­ра. Ваш собеседник последовал за вами? Да? Зна­чит, вы установили раппорт.

Домашнее задание

1. Установите за следующую неделю раппорт с мак­симальным количеством людей. Тренируйтесь, тренируйтесь, тренируйтесь.

2. Присоединитесь к какому-нибудь посетителю в ресторане и отзеркальте его. Во время этого уп­ражнения обратите внимание на свои навыки установления раппорта.

3. Когда вы делаете покупку в магазине, потренируй­тесь в установлении немедленного раппорта с про­давцом за прилавком.

4. Потренируйте ваше осознание посредством внима­тельного наблюдения за различными аспектами невербальной коммуникации. В понедельник на­блюдайте за изменениями цвета лица у людей. Во вторник - за формой их нижней губы. В среду на­блюдайте за паттернами дыхания. В четверг обра­щайте внимание на многообразие типов телосло­жения и их связь с репрезентативными система­ми. В пятницу прислушайтесь к тональности и тембру голоса. В субботу и воскресенье наблюдай­те за ключами глазного доступа.

5. Используйте просмотр телепередач для развития сенсорной остроты. Настраивайтесь на ток-шоу, имея перед собой схему с ключами глазного до­ступа.


Вопросы для размышления

1. Что означает выражение «сенсорная острота»?

2. Как человек может развить и увеличить свою «сен­сорную остроту»? Опишите это.

3. Почему присоединение или подстройка к репре­зентативной системе или физиологии другого че­ловека приводит к установлению «раппорта»?

4. Составьте список невербальных аспектов, которые вы замечаете или к которым подстраиваетесь при помощи естественного навыка. Затем составьте список всех аспектов, которые замечаете редко, если вообще замечаете.

5. Что в НЛП означает термин «калибровка»?


1193997873164631.html
1194112431085998.html
1194253952081013.html
1194392550583617.html
1194461064089020.html